Броненосец «Потёмкин» — немой художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году.

Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда подняла восстание и захватила корабль.

Фильм снят к 20-летию первой русской революции 1905 года. Премьера состоялась в Москве 5 декабря 1925 года в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный») под музыкальное сопровождение Э. Майзеля.

Лучший фильм по признанию Американской Киноакадемии (1926). Признан «одним из лучших» — в 1954 году. Признан первым в числе 12-ти лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году (110 голосов из 117). Первый среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978).

Немой фильм был озвучен в 1930 году (при жизни режиссёра С. М. Эйзенштейна), восстановлен в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея С. М. Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

Завоевал приз на Всемирной выставке в Париже (1926).Содержание 1 Сюжет
2 О музыке к фильму
3 Фильмы о фильме
4 В ролях
5 Съёмочная группа
6 Интересные факты
7 Технические данные
8 Фильм в филателии
9 См. также
10 Примечания
11 Ссылки

Сюжет

Матросы одного из грозных кораблей Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их кормили червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу, однако, во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакулинчу?к гибнет в схватке. Население Одессы стекается на похороны Вакулинчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется воинская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потёмкин» победно проходит через грозный строй кораблей. Фильм заканчивается кадром, в котором на мачте броненосца гордо развевается поднятый восставшими красный флаг (в этом эпизоде каждый кадр чёрно-белой плёнки был раскрашен вручную самим режиссёром фильма).

О музыке к фильму

У фильма «Броненосец „Потёмкин“» было несколько музыкальных сопровождений. Наиболее удачные из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.
По воспоминаниям главного редактора «Киноведческих записок» Александра Степановича Трошина композитор Эдмунд Майзель, который первый сочинил музыку для «Броненосца „Потёмкина“», тесно общался и советовался с Эйзенштейном во время свой работы над этим произведением. Причём сам Эйзенштейн очень любил и считал почти идеальным музыкальное сопровождение Майзеля. Это была не музыка в привычном смысле слова, так как в звуковом сопровождении Майзеля, кроме музыкальных инструментов, использовались самые разнообразные шумовые эффекты. Это создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей. Так А. С. Трошин вспоминает: «Когда я смотрел с этой музыкой, то вдруг возникало ощущение животного страха, например, на Одесской лестнице. Это написано так и так сделано, что тебя просто охватывает ужас, и ты не знаешь куда деться». К сожалению, это музыкальное сопровождение не сохранилось полностью, однако в 2005 году юбилейный показ фильма в Берлине с музыкой Майзеля стал мировой сенсацией и произвёл фурор в кинематографическом мире.
В то же время самое знаменитое музыкальное сопровождение связано с именем Дмитрия Шостаковича. Когда в 1976 году фильм был перенесён на более совершенную плёнку, то в качестве музыки к нему была использована симфония Дмитрия Шостаковича «Девятьсот пятый год». Она так гармонично подошла к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.

Последними на данный момент работами над звуковой дорожкой к фильму являются музыка, написанная в 2004 году британским поп-дуэтом Pet Shop Boys[1] и американским музыкантом и композитором Del Rey совместно с группой Тhe Sun Kings (2007)

Фильмы о фильме

Фильм многократно становился объектом цитирования и даже кинопародий, причем в большинстве случаев, внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потемкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской, отражённый в десятках фильмов, снятых разными режиссёрами в разных странах. Среди них: «Возвращение „Броненосца“» Геннадия Полоки (1996, Россия-Белоруссия), «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера (2003, Германия) «Kebab Connection» Анно Зауля (2005, Германия), «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальма (1987, США) и др. Наиболее подробное пародийное отражение знаменитый фильм нашёл в двух комедиях:
В 1976 г. итальянский режиссер и актер Паоло Виладжио в одном из эпизодов своей комедии «Фантоцци Второй Трагический» вывел легендарный фильм под гротескным пародийным названием «Броненосец "Котомкин" Сергея Эйнштейна». Эпизод заключался в том, что начальник мелкого клерка Фантоцци (героя комедии), являясь страстным поклонником великого фильма, принуждает всех своих подчинённых всё время смотреть этот фильм и обсуждать его. Никто не смеет возразить начальнику, хотя все возмущены его самодурством. Первым не выдерживает Фантоцци, который на очередном сеансе на весь зал восклицает: «Это же редкое дерьмище!» Взбунтовавшиеся служащие сжигают плёнку с надоевшим фильмом, а начальник оказывается в тюрьме. Но вскоре его освобождают, и он, мстя своим служащим, заставляет их заново переснять фильм. Сам Фантоцци снимается в легендарной сцене с коляской, играя младенца.
В 1988 году польский кинорежиссёр Юлиуш Махульский в своей гангстерской комедии «Дежа вю», действие которой происходит в Одессе летом 1925 года, цитирует фильм. Главные герои — киллер Поллак (актёр Ежи Штур) и его жертва, главарь мафии Нечипорук (актёр Владимир Головин) — случайно оказываются на съемочной площадке фильма, и им приходится участвовать в съёмках знаменитой сцены расстрела на Потемкинской лестнице. В этой пародийной сцене, чтобы добраться до своей жертвы, киллер Поллак вынужден играть жандармского офицера, командующего расстрелом, а мафиози Нечипорук в роли безногого матроса пытается скрыться от него. В погоне за Нечипоруком, Поллак случайно сталкивает с лестницы детскую коляску. Заметив это, Эйзенштейн в озарении велит оператору скорее снимать этот кадр и использует действие Поллака как свою гениальную режиссёрскую находку.

В ролях
Плакат фильма
Александр Антонов
Владимир Барский
Григорий Александров
Михаил Гоморов
Владимир Уральский
Андрей Файт

Съёмочная группа
Автор сценария: Агаджанова, Нина Фердинандовна
Режиссёр: Эйзенштейн, Сергей Михайлович, Александров, Григорий Васильевич
Оператор: Тиссэ, Эдуард Казимирович
Художник: Василий Рахальс

Интересные факты
Красный революционный флаг раскрашивался на плёнке вручную.
На одном из кораблей эскадры Черноморского флота видна трёхорудийная башня главного калибра. В 1905 году русских линкоров с трёхорудийными башнями ещё не было в проекте, а на броненосцах стояли двухорудийные башни главного калибра.

 

Фильм в филателии

40-летию выхода на экраны фильма «Броненосец „Потёмкин“» посвящена почтовая марка СССР 1965 года ((ЦФА (ИТЦ «Марка») )), на которой представлен кадр из фильма, показывающий эпизод восстания: на первом плане матрос Вакуленчук (артист А. Антонов). Фильму был также посвящён маркированный конверт СССР.

Жанр драма
Режиссёр Сергей Эйзенштейн
Григорий Александров
Продюсер Яков Блёх
Автор
сценария
Нина Агаджанова
В главных
ролях
Александр Антонов
Владимир Барский
Григорий Александров
Иван Бобров
Оператор

Эдуард Тиссэ
Владимир Попов

Композитор Владимир Хейфетц
Дмитрий Шостакович (переиздание)
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 75 мин
Страна СССР
Год 1925

Используются технологии uCoz