![]() |
|||||||||||||||||||
|
Краткое содержание События фильма происходят зимой 1942 года в одной из оккупированных фашистами областей России. В тылу немецких войск действует партизанский отряд под командованием бывшего сельского милиционера Ивана Локоткова. В плен бойцу отряда сдаётся полицай и предатель Александр Лазарев, который готов жизнью искупить измену Родине, если ему поверят. Отряд в тяжёлом положении — бойцам нечего есть. Командование отряда решается на рискованную операцию по захвату эшелона с продовольствием на железнодорожной станции контролируемой фашистами. Помочь может Лазарев, которого там знают в лицо. Локотков верит Лазареву хотя предупреждает. И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя. Тебе эшелон пригнать надо. И чтобы люди подтвердить могли Политрук отряда — майор Петушков, считает при любых обстоятельствах единожды оступившемуся доверия нет. Операция становится последней проверкой человека, который готов пойти на всё ради того чтобы сохранить свою честь… В ролях Съёмочная группа Технические данные Призы и награды История создания Натурные съёмки картины, первоначально называвшейся «Операция „С Новым годом“», прошли возле реки Волги, под Астраханью. В отличии от других работ Алексея Германа они прошли в очень сжатые сроки — в течении 5 месяцев, и закончены в 1971 году. Но проблемы начались при попытке выпустить ленту в прокат. Консультантом на картине у меня работал Герой Советского Союза Никифоров. Во время войны его забрасывали в тыл к власовцам. И он вел среди них агитацию: «Возвращайтесь к своим. У вас есть шанс кровью искупить предательство. Советская власть гарантирует вам прощение». Доверившись этим обещаниям, люди возвращались в Красную армию, честно воевали, многие до Берлина дошли, ордена получили. А после войны их начали сажать. И тогда Никифоров пошел на прием к Жданову: мол, как же так? Жданов его выслушал, сказал: «Свободен». Через несколько минут прямо там, в коридоре Смольного, Никифорова арестовали. И он на десять лет отправился в места, где отбывали срок те, кто ему поверил. Он мне много, подробно и без всякого сюсюканья рассказывал об этих людях. Вот о них мы и сняли нашу картину. Алексей Герман Картина была обвинена в дегероизации народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны, главный конфликт был назван фальшивым, а сам режиссёр «уличён» в незнании реалий партизанской жизни. Председатель Госкино СССР Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства посвящённого Великой Отечественной войне и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет. В результате фильм положили «на полку» на 15 лет. Снова он был выпущен на экраны только в 1986 году с началом перестройки. Критика Герои картины и сюжет разительно отличается от привычных штампов периода 1960-1970-х годов. Лазарев совсем не похож на типичного героя многочисленных фильмов о Великой Отечественной. Попал в плен, перешел к немцам, затем ушел и сдался партизанам. Он твердо знал, что его ждет неизбежная смерть. Если даже ему чудом поверят, и он переживет голод, морозы и уцелеет в неравных боях с немцами, то в конце его будет ждать трибунал. Лазарев уже считает себя мертвым и опозоренным, ему больше некуда идти, и осталось только одно желание — остаться человеком. Роль Лазарева, исполненная Заманским, стала вершиной его актёрской карьеры. Основной конфликт картины в противостоянии командира отряда Локоткова и политрука Петушкова, который особенно ярко проявился в эпизоде отмены приказа о подрыве железнодорожного моста. Способность понять и поверить отчаявшемуся, даже в самых крайних обстоятельствах, возвышает образ Локоткова воплощённый на экране Роланом Быковым. Совсем негероический облик Локоткова и бойцов его отряда, становится собирательным портретом миллионов людей которые ковали победу в войне. Голодные, оборванные, практически безоружные старики, обреченные на невыносимые страдания женщины с малыми детьми на руках. Советские военнопленные изображение которых на экране было закрытой темой кинематографа СССР. Режиссер Алексей Герман в присущей ему манере тщательно воссоздал этот небольшой эпизод этой бесчеловечной войны. Киноляпы |
|
|||||||||||||||||
![]() |